Применение мнемотехники для развития памяти

Как использовать мнемотехнику
в работе с людьми, перенесшими инсульт?

Тематическое направление

Здоровый образ жизни

Срок подготовки

От 1 месяца

Целевая группа

Граждане пожилого возраста, перенесшие инсульт

Охват практики

86 человек

Формат финансирования

За счет бюджетной субсидии

Организатор

КГБУ СО КЦСОН «Центральный»

География

Красноярский край, г. Красноярск

Место реализации

Край, город-миллионник
Цель

  • создание условий для восстановления программирующей функции речи и памяти;
  • используя мнемотехники для людей, перенесших инсульт, содействовать преодолению амнестических трудностей, запоминанию событий, предметов, фактов, явлений, близких их жизненному опыту.

Задачи
  • улучшить у участников практики деятельность психических процессов (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • сформировать умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • повысить познавательный интерес и активность.
Механика

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение
и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника помогает людям:

  • легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
  • выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина – завершение);
  • помогает развивать мышление;
  • развивает фантазию, память;
  • помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.

На занятиях по развитию речи педагоги часто используют мнемотехнику и предлагают расшифровывать
и запоминать изображения на таблицах. Таблицы могут иметь самый разный вид и тему. В результате использования таблиц-схем:

  • расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать – человек понимает, что это совсем не трудно;
  • заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится;
  • это является одним из эффективных способов развития речи.

Люди, перенесшие инсульт, не могут воспроизвести ту или иную информацию, испытывают проблему с ее воспроизведением.

Стоимость реализации

Финансовых ресурсов не требуется.

Необходимые ресурсы

Методические ресурсы:

  • мнемоквадраты;
  • мнемодорожки;
  • мнемотаблицы;
  • модели (условно-схематичные, двигательно-сериационные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, коллажи);
  • планы-схемы;
  • геометрические фигуры;
  • символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
  • планы и условные обозначения.

Качественные показатели:

  • у участников улучшились психические процессы (различные виды памяти, внимание, мышление);
  • сформировалось умение понимать и составлять тематические рассказы при помощи графических аналогий;
  • повысились познавательный интерес и активность;
  • улучшилось звукопроизношение;
  • расширился круг знаний о характерных особенностях предметов и явлений окружающего мира.

Срок реализации

Менее 3 лет

Этапы
1.
Диагностический этап — 1 месяц

Проводится перед началом программы и по окончании реализации программы.

2.
Коррекционный этап — 10–11 месяцев

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

3.
Оценочный этап

Раз в 3 месяца проводится контрольное обследование, которое позволяет зафиксировать результаты коррекционной работы.

Рекомендации для восстановления речевых функций.docx
Презентация по мнемотехнике.pptx