Светлана Крайчинская: образование после 50 лет дает почувствовать себя моложе и активнее

О перезагрузке россиян в возрасте 50+ и растущей в их среде популярности дистанционных образовательных программ порталу национальныепроекты.рф рассказала заместитель генерального директора по подготовке кадров «Агентства развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» Светлана Крайчинская.

— Светлана Брониславовна, расскажите, пожалуйста, как сейчас проходит обучение россиян старшего возраста по нацпроекту «Демография», какие возможности у них есть.

— Прежде всего в феврале 2021 года программа обучения граждан предпенсионного возраста и граждан в возрасте 50+ перешла из федерального проекта «Старшее поколение» в проект «Содействие занятости» нацпроекта «Демография». Соответственно, теперь граждане старшего возраста — одна из категорий участников этого федпроекта. Программа новая, она еще не утверждена, в ближайшее время ее будут принимать, и тогда приступим к обучению по ней. Она будет продолжаться до 2024 года.

У людей в возрасте 50+ и предпенсионеров, которые моложе этого возраста, есть возможность выбрать программы профессионального обучения или дополнительного профессионального образования по тем направлениям, которые востребованы в конкретном регионе. Поэтому человек, заходя на сайт (с 2021 года это портал «Работа в России»), выбирает свой регион, видит, какие программы предлагаются, и оставляет заявку на обучение по интересной ему программе. Это не финальное решение, далее человек может в процессе согласования сроков и места обучения скорректировать свой выбор.

— И на какие программы чаще всего записываются?

— Если говорить о данных за 2019–2020 годы, то здесь есть несколько традиционных лидеров. Бесспорный лидер у нас — это компетенция «веб-дизайн», все, что связано, например, с созданием собственных страниц, сайтов и управлением ими. И она уже второй год регулярно находится у нас в топ-3, не знаю, чем это объяснить, сами приятно удивляемся этим результатам.

Из популярных цифровых компетенций, кроме веб-дизайна, можно выделить еще графический дизайн — это все, что связано с графическими редакторами для решения самых разных задач. В топе традиционные рабочие профессии: сварщики, автомеханики, повара. И очень популярны, если можно их так назвать, социально ориентированные компетенции: социальная работа, медицинский и социальный уход — то, что связано с работой с людьми. Здесь же дошкольное воспитание, притом это обучение не воспитателей детских садов, а гувернеров, нянь — всех тех, кто работает с детьми фактически как профессиональные бабушки и даже дедушки.

Растет популярность программ, которые проходят полностью в дистанционном формате, что очень удобно. При этом они дистанционные, но очные, то есть не записанные программы, которые человек может проходить в своем темпе, а такие, что человек включает и дистанционно действует в коммуникации с преподавателем. Их мы начали делать в период пандемии и сейчас продолжаем, программы оказались очень популярными.

— А какие программы менее популярны?

— В списке самых невостребованных находится большинство промышленных, производственных компетенций. Возможно, это связано с развитием производств в тех или иных регионах или со сложностью таких профессий — пока нам сложно ответить на этот вопрос.

— Как вы запускали дистанционные программы с учетом того, что не все люди старшего возраста в достаточной мере владеют компьютерными знаниями? Дополнительно обучали и разъясняли, как в таком формате работать?

— Знаете, есть некая иллюзия, которую я, в частности, уже третий год пытаюсь развеять, что люди старшего возраста не могут включать компьютер. Однако здесь нужно учитывать, что участники нашей программы — это люди в возрасте 50+, достаточно активные, которые выросли и сложились как профессионалы в условиях, когда компьютерная грамотность стала неотъемлемой частью практически любой профессии. Поэтому таких проблем у нас не возникало. Те, кто выбирает компетенции в дистанционном формате, априори обладают достаточным уровнем компьютерной грамотности. Если же возникает вопрос с использованием отдельных сервисов, то он решается буквально за один день.

И еще один нюанс — сама регистрация на обучение проходила на сайте программы. То есть уже для того, чтобы оставить заявку, человек должен зайти на сервис. Конечно, кому-то могли помогать при этом первом шаге, но это все равно обязательное действие. С этого года запись на программу на портале «Работа в России» проходит через подтвержденную учетную запись на «Госуслугах». Предполагается, что человек уже умеет не просто включать компьютер, он уже когда-то подтвердил свою учетную запись. Безусловно, здесь тоже есть помощники — дети, внуки, друзья, — но в любом случае в ходе обучения человек уже пользуется этой опцией, и эта задача встроена в процесс.

— Как меняется жизнь людей после переобучения в возрасте 50+?

— Здесь есть несколько моментов. Во-первых, оказалось, что обучение в этом возрасте само по себе является фактором, активизирующим человека. У некоторых из нас есть предубеждение, что обучение — это удел молодых. Однако мы отметили практически у всех наших слушателей, что обучение в возрасте 50+ становится мощным стимулирующим фактором. Люди начинают ощущать себя моложе и активнее.

Во-вторых, люди погружаются в среду, которая у них ассоциируется с молодостью, — это учебные аудитории, мастерские, экзамены, общение с преподавателями. Мы обратили внимание, что наши слушатели 50 лет и старше очень хорошо учатся. В них заложена такая старая закалка, и они очень ответственно относятся к выполнению заданий, к самостоятельным работам.

Еще один важный момент — новые социальные связи. Как правило, на обучение приходят люди, которые ранее друг с другом знакомы не были, и тут возникают новые знакомства, появляются новые друзья.

— Ваши слушатели выбирают что-то принципиально новое или схожее с тем, чем уже занимаются?

— Обычно люди выбирают для обучения новую сферу, и это тоже активизирует их — новые знания, новая профессиональная область. Например, пришли к нам две женщины, которые работают главными бухгалтерами крупных организаций, и начали обучаться косметологии. Получают фантастическое удовольствие, говорят, что никогда не думали о себе в такой сфере, а сейчас открыли для себя новый мир.

А когда люди еще и выбирают профессии, связанные с ручными навыками, освоением новых ручных операций, это очень сильно активизирует их познавательный интерес и когнитивные способности. Это такая перезагрузка и формирование новых нейронных связей.

Также хочу отметить, что многие участники наших программ проходили их впрок — получали вторую профессию, дополнительные навыки в качестве страховки на будущее. И это создает у людей уверенность в более стабильном будущем.

Еще один интересный феномен — когда люди в свое время увлекались какими-то вещами в качестве хобби и пришли на обучение, чтобы превратить это в постоянную работу. Например, женщина стригла дома родных и близких, пришла на курсы, поняла, что ей это нравится, и теперь работает парикмахером. Мужчина всегда работал по дереву, пришел на курсы производства мебели и открыл для себя возможность делать ее профессионально. Пока не могу сказать, что это массовая история, но таких людей становится все больше.

— А сколько лет было вашим самым взрослым студентам?

— В 2020 году примерно 5% мест на обучении по нашей программе стали занимать люди старше 70 и даже старше 75 лет. Получается, что даже в том возрасте, когда, казалось бы, уже давно можно быть на заслуженном отдыхе, приходят учиться и хотят работать, применяя новые знания в своей профессиональной деятельности.

Беседовал Вячеслав Кокуркин

26.04.2024

Может заинтересовать

Смотреть все
Главный гериатр Минздрава РФ: «Нужна реабилитация для пожилых, которые долго находились в изоляции»
08.04.2021
Иван Сиротин: падения пожилых людей — очень серьезная проблема
08.04.2021